Где новогоднюю ёлку не убирают никогда…

Есть в России деревня, где новогоднюю ёлку не убирают никогда.

Это Трубичино под Великим Новгородом. Там работает мастерская, где стеклянные ёлочные игрушки делают круглогодично, почти без выходных.

 

Про ёлочные игрушки

 

Чем занимается мастерская?

В Великом Новгороде сразу пять мастерских, где рождаются новогодние украшения. Одна из них — «Рождественское яблоко». Стеклянные ёлочные игрушки здесь делают вручную и по старинной технологии. Объёмы у такого производства небольшие, зато даже в двух «одинаковых» изделиях можно найти отличия.

«Каждый шар у нас идеально неровный», — говорит создатель мастерской Дмитрий Богачёв. Игрушки из одной серии могут слегка отличаться по размеру, форме и росписи — как раз потому, что производство полностью ручное.

 

Ещё шесть лет назад здесь был дом без окон, без дверей — заброшка, внутри которой в плохую погоду тоже шёл дождь. Сейчас сюда вовсю водят экскурсии: показывают, как делают игрушки, и даже разрешают в этом поучаствовать.

У создателя мастерской Дмитрия вся эта история началась с одного новогоднего шарика — подарка от мамы. Тогда он решил построить на ёлочных игрушках своё дело и стал их продавать. А потом открыл семейную мастерскую вместе с женой.

Как делают игрушки

Все ёлочные игрушки, которые делают в мастерской, — стеклянные. То есть изначально всё завязано на стеклодувах, которых тут сразу четверо. А ещё есть художники, лакировщики, специалисты по продажам и другие мастера — в целом около сорока человек, без которых ничего бы точно не получилось. Вот что происходит с каждой игрушкой до того, как она попадает на полку в магазине.

1. Стеклодувный цех

Профессия стеклодува древняя — существует уже примерно две тысячи лет. Говорят, тут нужно призвание. А ещё уважение к стеклу и огню.

Со стеклом работают вот так:

  • Сначала берут специальную заготовку — длинную стеклянную трубку.
  • Потом её нагревают. Раньше стеклодувы использовали для этого печь, а потом перешли на горелки. Сначала были керосиновые, а теперь вот газовые.

Чтобы разогреть стекло достаточно сильно, туда дополнительно подают воздух. Есть и более сложные горелки, которые греют ещё сильнее.

Стекло буквально за пару секунд становится мягким и начинает тянуться как карамель. В этот момент от него отпаивают кусочек нужного размера: чем крупнее будет шарик, тем больше для него нужно стекла. Отпаянную часть называют пулей.

  • Дальше пулю с одной стороны запаивают, а с другой оставляют «усик». Это такой длинный выступ, за который игрушку будут держать другие мастера по ходу производства.
  • Теперь всю пулю нужно разогреть. Это важно делать равномерно, постоянно вращая заготовку в руках. Используют ту же самую горелку, как и вначале.
  • Поговорка «И в ус не дует» точно не про стеклодувов. Вот кто-кто, а они как раз-таки дуют. И дыхалка тут нужна очень сильная: главное, дуть в ус равномерно и спокойно, а ещё чувствовать огонь и стекло.

В этот момент, пожалуй, легче всего ошибиться: сделать корпус будущей игрушки кривым, слишком толстым или, наоборот, тонким. В процессе пуля начнёт раздуваться и превращаться в шарик. Ну или ещё во что-нибудь.

Например, вот что бывает, если дунуть слишком сильно:

пуля для шарика (3)

 

Это стекло уже сверхтонкое — такое можно безболезненно смять руками почти без риска порезаться. Субстанция крошится на что-то вроде стекловаты.

Вообще, стеклянные ёлочные игрушки бывают свободной выдувки или формовые. Свободная выдувка — это как раз шары, а ещё всякие сосульки и грибы, например. Их делать сложнее всего, потому что стеклодуву нужно самому контролировать размер, форму и прогрев стекла. А вот с формовыми дела уже проще. Там принцип такой: стекло помещают в специальный трафарет и только потом начинают дуть. Форма не даёт стеклу раздуться слишком сильно, поэтому ошибиться гораздо сложнее. Вот, например, форма для игрушки в виде шишки:

форма для игрушки в виде шишки

  • И момент истины — готовый шарик нужно проверить по размеру. Тут помогают две пластины с отверстиями. Одно — чуть шире нужного диаметра шарика, а другое, наоборот, чуть уже. Получается, сквозь первое игрушка должна пройти, а во втором застрять.

пластины для калибровки шарика
 
Если размер не подходит или с шариком ещё что-то не так, то он отправляется вот в такое ведро:
 
бракованные игрушки

 

Стеклодувы учатся своему ремеслу долго: только на второй, а скорее даже на третий месяц работы что-то начинает получаться — и то процентов 80 изделий приходится выбрасывать. Даже у стеклодува-профессионала 10% продукции стабильно идёт в брак — это нормально.

Зато, если делать всё по верной технологии, то шары получаются очень прочными. Иногда даже ронять можно (но лучше не надо).

— Корпус игрушки готов — но только одной. Дальше — ещё часов эдак восемь укрощения огня и стекла. Так проходит обычный рабочий день мастера. Главный стеклодув производства Анастасия Алексеева, например, делает примерно 100–200 шаров за восемь часов.

2. Металлизация

Изнутри шарик покрывают тонким-претонким слоем серебра — это называют металлизацией. Нужна она для того, чтобы убрать прозрачность. Дальше ведь игрушку будут лакировать: так вот, после металлизации цвет лака получится гораздо более насыщенным. Разница видна на фото:

Металлизация шарика

 

Верхний ряд шариков — залакированные без серебрения. А ряд под ними — залакированные с серебрением. Третий сверху — без серебрения. А под ним — снова с серебрением.

Вообще-то, современные технологии позволяют наносить металл не изнутри, а снаружи корпуса игрушки — так и дешевле, и продуктивнее. Но тогда на выходе шарик получается не таким ярким, как при нанесении серебра изнутри. Это потому что нет тоненькой стеклянной прослойки, которая преломляет свет.

Некоторые игрушки могут «отстранить» от металлизации — всё зависит от творческого замысла мастера. Вот, например, этот чайник так и остался прозрачным. Тут сыграли на другом и добавили внутрь наполнитель в виде «заварки»:

прозрачный шарик чайник

 

3. Лакировка

Дальше шар берут за ус и опускают в лак, а потом выставляют сохнуть. Игрушка стоит строго вертикально, чтобы лак распределился равномерно. Лишний по ходу дела сливается вниз. Сохнет всё это дело минут 15–20.

 

лакировка шарика

 

После лакировки у шара появляется базовый цвет, а уж какой именно — зависит от лака. Они разноцветные и разные по текстуре: бывают, например, матовые, полуматовые, с эффектом бархата, полупрозрачные и так далее.

4. Роспись

Дальше заготовки отправляются в мастерскую по художественной росписи. Перед мастером лежит не один шар, а сразу целая партия в несколько десятков штук. Если бы художники расписывали игрушки от начала и до конца по одной, то процесс бы затянулся. Так что работают сразу над всеми, одновременно.

Сейчас художник мастерской Ольга Верес делает партию шариков с белками:

Сначала на всех заготовках она рисует силуэт зверька. «Нарисовала — отложила, нарисовала — отложила», — объясняет она. Потом на всех точно так же — веточки. Потом только прорисовывает везде фон и заполняет контуры цветом. Даже блик в зрачке проставляет всем белкам разом.

И вот такие, казалось бы, мелочи на самом деле здорово экономят время. Во-первых, пока художник добирается от первого шарика до последнего, первый уже успевает высохнуть — теперь на него можно наносить следующий слой краски. А во-вторых, мастер всё это время не меняет цвет и, как следствие, не тратит время на мытьё кисти.

Художники здесь работают без трафаретов — то есть контур рисунка наносится на глаз. Вот почему на выходе у Ольги получится не 30 клонов одной и той же белки, а 30 немножко разных белок. По наблюдениям Ольги, игрушки из серии «Лесные жители» особенно нравятся покупателям. В мире росписи ёлочных игрушек она вообще часто выступает именно как художник-анималист. «Всё зверьё на мне», — говорит Ольга. А «всё зверьё» — это, между прочим, не только белки, но ещё и олени, лоси, зайцы, глухари, ежи, совы…

 

игрушки из серии «Лесные жители»

 

Партию шаров с белками в 30 штук Ольга будет делать два дня. Рисунок считается несложным. А бывает ведь, что только одну игрушку приходится расписывать два дня. Вот прямо как в случае с этим драконом, например:

 

шарик с драконом

 

Если присмотреться, то видно, что тут очень много деталей. Любовь к прорисовке мелочей у Ольги давно — раньше она занималась лаковой миниатюрой, где важен буквально каждый штришок. Так что некоторые её изделия лучше рассматривать, вооружившись лупой. Только тогда видно, насколько детально прорисована картинка.

Теперь, когда игрушка расписана, дело за малым: осталось отрезать ус, надеть колпачок и вставить концевик.

Шар можно вешать на ёлку.

 

Шар можно вешать на ёлку

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *